Альтернативный сайтчитай о Старой Ладоге

БИБЛИОГРАФИЯФОТОУЧАСТНИКИАрхив

Как я попал в Старую Ладогу
(Записки столичного путешественника)

Дело было в конце июля 2001 года. Неуклонно близился мой 25-й день рождения. В Москве делать было нечего, и я снова решил немного попутешествовать по родной стране на своем чудо-автомобиле. Сидючи в Москве, нельзя представить всех красот и чудес, которые есть в России.
День рождения я решил отметить в Питере со своими новыми знакомыми, но на мой клич отозвался только один Аким. Мы посидели в Мани-Хани, пошатались по ночному городу, потом он пошел спать а я продолжил шатания по Северной Венеции.
Вечером мы с Акимом, взяв его палатку, и прочие туристические причендалы (он турист со стажем), рванули в Приозерск на берег Ладожского озера. Таких северных красот я никогда еще не видел! На озере хотелось побыть побольше, но Акима нужно было с утра закинуть в город на работу.
По причине страшной жары, в Питере мне торчать не хотелось. Снова хотелось куда-нибудь! Оглядев карту Ленобласти, мой взгляд остановился на названиях "Новая Ладога" и "Старая Ладога". Вполне понятно, что "Старое" всегда интересней "Нового" и я решил поехать в Старую. От Питера до Старой Ладоги я добрался по мурманской трассе. Езды около 100 км. Трасса вполне приличная, так что на дорогу ушел примерно час.
Первое, что бросилось в глаза в Ладоге - цифра 753 на плакате (год основания). Я слегка прифигел, т.к. такого древнего города в России я до этого не встречал, всегда думая, что самый древний город в России - Новгород, если не брать во внимание Киев. Далее, моему взору открылась полуразрушенная крепость, из-за стены которой был виден темный купол церкви, увенчанный крестом.
Интуиция подсказала, что музей именно в крепости, а где же еще тебе расскажут про это место лучше, чем в музее?! Я купил билетик и пошел смотреть экспозицию. По пути я увидел очень милую девушку, караулившую музейный сортир (вход туда стоил 2 рубля, и девушка, по-видимому, отвечала за сбор этих денег). Я предложил ей поводить меня по музею, и она любезно согласилась.
Больше всего на меня произвели впечатление фрески собора 12 века. Экспозиция музея также была весьма интересна. Моя спутница рассказала, что в Ладоге есть могила Вещего Олега, а также производятся археологические раскопки, и если я хочу на них посмотреть, то мне нужно пройти на Земляное городище, расположенное рядом с крепостью.
Сначала мы съездили на могилу Олега. Ей оказался огромный холм на берегу Волхова. Рядом стояли еще несколько таких холмов, но размером поменьше. Мы забрались на Олегову могилу, оттуда открылся красивейший вид на всю округу: над головой синее небо, под ногами зеркало большой реки, вдали церкви и старая крепость, а рядом - молоденькая девица! Я предложил - она согласилась.
Потом мы вернулись к крепости. Девушка снова пошла на работу, а я - на Земляное городище. Археологи уже заканчивали работу. Передо мной был довольно глубокий раскоп. Такое зрелище я видел впервые. На краю раскопа стоял мужчина лет 35 и что-то зарисовывал. Мы разговорились. Мужчина оказался руководителем археологической экспедиции. Его звали Олег. Он рассказал, что дно раскопа - это слой 11 века. Мне было разрешено спуститься в раскоп. Я стоял на мостовой 11 века! Фантастика! Я вспомнил, что когда-то в детстве мечтал стать историком, читал книжки о новгородских раскопках, берестяных грамотах…
Через некоторое время на краю раскопа появилась молодая пара. Они походили вокруг, пофотографировали, а потом подошли к нам, и парень задал мне вопрос по поводу раскопок. Меня уже приняли за археолога!
Мы, уже вчетвером, долго еще разговаривали о раскопках, археологии, вообще истории.
Наступил вечер. Олегу нужно было дорисовать что-то, и мы с Сергеем и Аней (так звали ребят) пошли обратно.
Я уже собирался, было, уехать обратно в Питер, но ребята пригласили меня посмотреть местные пещеры. Вход в пещеры был с маленькой террасы над рекой за сопками (так называются местные курганы, в том числе Олегова могила). Там стояла их палатка и были еще двое парней и девушка. Они как раз собирались в пещеру и пригласили меня с собой. Однако в пещеру лезть мне было страшновато, и я отказался.
Все стали отговаривать меня ехать в город. Я подумал и согласился с ними - было уже довольно темно и ехать никуда не хотелось. Поход в пещеру я решил отложить до утра, достал из багажника акимовскую палатку и заночевал у пещер.
Это была моя первая ночь в Старой Ладоге. Тогда я еще не знал, что это далеко не последняя моя ночевка там, что вернусь в Ладогу через пару недель, что проведу там почти все следующее лето, что встречу там много интересных людей… Но это уже совсем другая история.