III. Отчет о работе заведующего Староладожским заповедником С. Н. Орлова.
Староладожский заповедник организован в 1945 г., штат состоит из 3 человек - заведующий, завхоз, уборщица. Директор и научный руководитель - С. Н. Орлов. Научно-исследовательская работа - раскопки, изучение наземных памятников, обследование прилегающих районов, составление археологической карты. Производилось исследование сопок, могильника, неолитических стоянок, селищ XIV в. Необходимо провести обследование церкви Георгия и Успения. В комитете по охране памятников числились только крепость и храм Георгия. Никольский монастырь 20 лет использовала МТС, теперь он включен в список комитета по охране памятников. Старая Ладога является учебно-производственной базой; ежегодно приезжают студенты, в том числе 2 студента - искусствоведы, 3 чел. - из Академии Художеств, аспирант Московского Института истории искусств; охрана памятников - поддерживается чистота, летом проветриваются помещения. Составлен перечень реставрационных работ. Покрыта крыша на церкви Георгия, помещение очищено, в окна вставлены щиты. Сделана крыша на церкви Василия Кессарийского, глава на церкви Дмитрия Солунского, заделаны проемы в церкви Василия Кессарийского. Поставлен деревянный забор вокруг Земляного городища. В 1949 году отпущено 10 тыс. на ремонт въездных ворот. Состояние заповедника признано удовлетворительным. Производилась охрана памятников и вне заповедника - предотвращено уничтожение бывшего помещичьего парка лип и дубов на территории Успенского монастыря, уничтожение сопок дорожным строительством, разбор на кирпич стен Никольского монастыря. По этим вопросам 2 раза выступал на пленуме Райсовета. Культурно-просветительная работа - с 1946 г. крепость и церковь Георгия посетило около 10 тыс. экскурсантов, в том числе акад. Холмогоров, проф. Рубинштейн. Организована комната для приезжающих. Открытие краеведческого музея откладывается, т. к. смета не утверждена хозяйственными организациями Университета. В церкви Успения нельзя производить ремонт, т. к. побелку и масляную краску нужно выжигать, а это угрожает древним фрескам. С. Н. Орлов и сотрудники экспедиции читали лекции в местном клубе, в колхозах, в Волхове. С. Н. Орлов ведет исторический кружок при детском доме (составлены альбом, витрина из подъемного материала). Краеведческая работа в школах сосредоточена вокруг заповедника. Приходят на экскурсии местные школьники, ленинградские пионеры из лагеря, отдыхающие из домов отдыха, воинские части. Помещено несколько статей В. И. Равдоникаса и Г. П. Гроздилова в «Ленинградской правде», свыше 10 статей С. Н. Орлова в местной газете. Издана брошюра С. Н. Орлова «Старая Ладога». Необходимо обследовать Успенский и Никольский соборы, составить в кратчайший срок аннотации к каждому памятнику. В 1947 г. аннотации были составлены, но не утверждены кафедрой. В план студенческой практики необходимо включить составление археологической карты окрестностей Ст. Ладоги. Нужно сделать экспозицию по церкви Георгия, где показать развитие древнерусской архитектуры и живописи, и по раскопкам, т. к. зимой посетители не могут их видеть, издать путеводитель, фото-открытки.
Вопросы к С. Н. Орлову.
Проф. М. К. Каргер. - Скажите фамилию инспектора комитета по охране памятников.
Отв. - Не помню.
Проф. Л. А. Мацулевич. - Какая организация обеспечивает заповедник средствами?
Отв. - Университет. Главное затруднение-отсутствие материалов и рабочей силы; на месте строительной организации тоже нет.
Обсуждение доклада.
Проф. Л. А. Мацулевич. - Нужно организовать музей истории Ладоги, а не краеведческий. Аннотации были составлены студентами-дипломантами, надо их найти. Необходимо составить археологическую карту. Следует предложить экскурсионному бюро в экскурсию по каналу включить и Старую Ладогу.
Проф. М. К. Каргер. - Раньше кафедра активно занималась заповедником, затем забросила. Был утвержден этикитаж, сделано 2 проекта оформления доски. Мною написана II часть путеводителя, но I части нет. Для ладожского сборника написана статья «Каменная архитектура Ладоги», есть все обмеры памятников. Ремонт внутри древних церквей нельзя производить без предварительного обследования стен. Нужно восстановить то, что сделано, и просить закончить работу тех же лиц или поручить другим.
Проф. М. И. Артамонов. - Нельзя оставлять Старую Ладогу в заброшенном состоянии, она должна служить базой производственной практики не только для студентов-археологов, но и для всего исторического факультета. Это нужно указать руководству кафедры истории СССР. Геологический факультет также может проводить там студенческую практику.
Резолюция.
1. Кафедра археологии отмечает недостаточное использование Старой Ладоги как базы производственной практики для студентов истфака и других факультетов.
2. Необходимо приобрести или выстроить дом для студентов, проходящих практику, и приезжающих.
3. Настаивать перед ректоратом на выполнении в кратчайший срок обязательств, взятых на себя Университетом; в первую очередь произвести окраску крыш.
4. Исторический институт (археологический и искусствоведческий отделы) должен подготовить монументальное издание памятников Старой Ладоги и провести ряд исследовательских работ (изучение церкви Успения, Никольского собора).
5. Заведующему Староладожским заповедником С. Н. Орлову составить альбом памятников Старой Ладоги и представить по 1 экземпляру в ректорат, деканат, археологический кабинет.
6. В 1949 г. издать путеводитель по старой Ладоге. Предложить проф. В. И. Равдоникасу представить I часть путеводителя к 1/V, в случае, если I часть не будет представлена к указанному сроку, поручить составление ее проф. М. К. Каргеру к 1/VIII.
7. Заведующему заповедником С. Н. Орлову сделать фото-открытки памятников Старой Ладоги.
8. Предложить проф. В. И. Равдоникасу представить в недельный срок находящиеся у него аннотации памятников. В случае непредставления составить заново и утвердить на кафедре для их реализации.
9. Добиваться реализации проекта создания музея Старой Ладоги с отделами геологии и истории Старой Ладоги. Кафедра понимает будущий музей не как краеведческий. Добиваться получения из Эрмитажа коллекций из раскопок в Старой Ладоге (после завершения камеральной обработки) для создаваемого музея.
10. Старая Ладога является базой первоначальной археологической практики студентов I-II курсов. Ознакомление со Старой Ладогой обязательно для студентов-археологов. Необходимо обследование окрестностей Старой Ладоги в целях составления археологической карты силами заведующего заповедника С. Н. Орлова и студентов.
11. Запросить проф. В. И. Равдоникаса о состоянии Староладожского сборника; в случае, если сборник издаваться не будет, предоставить право проф. М. К. Каргеру опубликовать материалы по Старой Ладоге в других университетских изданиях.
12. Запросить проф. В. И. Равдоникаса, где находятся схемы щитов, составленные студентами под руководством проф. Л. А. Мацулевича.
С. Н. Орлов. — Приветствую создание исторического, а не краеведческого музея. Нужно отразить в музее период Великой Отечественной войны («Дорога жизни», районы боев). Создание музея — дело нескольких лет. Заповедник имел дом, но он был отобран по суду, т. к. договор был заключен не с Райисполкомом, а со школой. При наличии средств сейчас можно приобрести дом.