Село Старая Ладога Ленинградской области находится в 125 км на восток от Санкт-Петербурга в низовьях реки Волхов. Вдоль берега оно протянулось на 2 км. Большая часть села занимает музей-заповедник, организованный в 1984 году и имеющий федеральный статус. Не село, а город Ладога, как этот населенный пункт назывался до 1704 года, ровесник создания Русского государства. История этого города запечатлена в 160 памятниках архитектуры, археологии и истории. Можно удивляться, как много их сохранилось. В центре современного поселка высится пяти-башенная каменная крепость, рядом - «земляное городище» - место главных археологических открытий. Вокруг - старинные дома, амбары, церкви, колокольни, монастыри. Строения окружены или перемежаются рощами, курганами, урочищами, некогда существовавшими подгорными поселениями. Уцелела старая планировка, а одна из улиц под названием Варяжская восходит ко временам X века. По берегам Волхова возведены величественные могильные холмы - сопки-захоронения первых поколений горожан. Для плывущих по реке они образовывали своеобразные пропилеи, напоминающие живущим об их почивших сородичах. В одной из таких сопок по легенде похоронен создатель объединенной Руси легендарный князь Олег Вещий.
Секретом сохранности своих исторических объектов Старая Ладога обязана Петру I. С основанием в 1703 году Санкт-Петербурга, Ладога, некогда самый северный город, порт и крепость Руси, стал провинциальным, тыловым местечком. Здесь не появилось крупных строек, а на площади 12 га уцелел культурный слой толщиной 2-5 метров с находками VIII - ХVIII вв. Оказавшись в Старой Ладоге, мы ходим по своеобразному подземному, еще не востребованному музею, ибо только два процента ее территории подверглись научным раскопкам. Ни один древнерусский город или поселение VIII-ХI веков не может сравниться с Ладогой по степени сохранности деревянных построек. Добавим к ним обильные находки из дерева, кости, стекла, бронзы, железа, кожи, ткани.
Раскопки в Старой Ладоге начались в 1708 году. Для изучения средневековых городов эта дата по давности рекордна. С 1972 года здесь работает Староладожская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры Российской Академии наук под руководством автора этих строк. За годы раскопок экспедицией достигнуты результаты, которые изменили прежние представления о прошлом поселения в низовьях Волхова и обозначили его как фактор, повлиявший на ход европейской истории.
Впервые выяснена дата основания славянами города Ладоги. Анализ спила одного из бревен постройки выявил дату его вырубки - 753 год. Тогда новые поселенцы срубили на этом месте первую избу. Установил этот факт отряд экспедиции, возглавлявшийся научным сотрудником Е.А.Рябининым. На территории Старой Ладоги и в ее окрестностях открыты памятники и более раннего времени, но пока точно установлена лишь дата, упомянутая выше. Год начала Ладоги выдвигает ее в качестве древнейшего средневекового города не только на Руси, но и всей Восточной и Северной Европы. Именно в то время низовьев Волхова достигла волна славянского расселения. В создании славянского центра на прежде малонаселенных землях лесных охотников и рыболовов-финнов воплотилась вековечная «балтийская идея» восточных славян, а затем и русских - получить выход к Балтийскому морю, к свободным и непосредственным связям со странами Скандинавии и Западной Европы. Возможно, что уже в первой половине IX века Ладога стала центром русского каганата - раннего государственного образования в северной части Восточной Европы. В тот период Ладожская Русь, наряду с Хазарией выдвинулась как торговый лидер евразийских экономических связей по Великому Волжскому пути. Для европейских путешественников Ладога стала «окном на восток» и одновременно главнейшим портом на великих европейских водных торговых путях из района Балтики в Византию и Арабский халифат.
Дальняя и ближняя торговля в тот период совершила чудеса, она способствовала экономическому подъему многих стран и городов, произвела подлинный переворот в умах и делах людей. Народы пришли в движение, узнали друг друга, обогатились не только опытом войн и набегов, но и техническими и культурными достижениями. Западные товары, в том числе оружия и украшения, преимущественно через Ладогу, достигали славянских и восточных рынков, где продавались или менялись за меха, невольников, всемирную в тот период валюту - мусульманские серебряные монеты-дирхемы. Расположенное на стыке морских и речных путей поселение в низовьях Волхова выдвинулось как поставщик лучших в Европе мехов. В тот период Ладога стала европейским известным складочным местом различных грузов, центром транзитной и собственной торговли. Через нее хлынул в Европу поток дирхемов. Население Ладоги в тот период могло достигать 1000 человек.
Не случайно в земле Ладоги находят произведения многих народов: среднеазиатские бусы, скандинавские застежки, железные гривны-амулеты с молоточками-привесками скандинавского громовержца Тора, шумящие подвески финнов, височные кольца славян. С Востока привозились гирьки для взвешивания монетного серебра, стеклянные подвески-луницы, бляшки на ремни перстни, бусы из сердолика и горного хрусталя. С южного побережья Балтийского моря в Ладогу поступал янтарь. Славян обычно представляют землепашцами - жителями бескрайних равнинных полей. Но в Ладоге они сменили свое излюбленное занятие, составили подвижное купеческое сословие, включившееся в мировую торговлю по водным дорогам.
Необычно и еще одно археологическое наблюдение. В наших раскопках, в культурных напластованиях IХ-ХI веков почти во всех жилых постройках постоянно встречаются тигли, льячки, иногда ремесленные инструменты, а также куски янтаря, заготовки из кости, обломки бронзы, полуобработанные бусы, капли стекла и бронзы, литейные формочки. Очевидно, владельцы этих построек занимались ювелирным и отделочным ремеслом сразу нескольких разновидностей. Жилье одновременно служило мастерской и, возможно, лавкой, где универсалы-ремесленники изготавливали различные украшения, очевидно, находившие широкий сбыт и за пределами города. Перед нами предстает своеобразные город мастеров-ювелиров. В этом, видимо, таится один из секретов предпринимательского процветания горожан.
На примере Ладоги рушится представление о стойкой самобытности славян. Город в низовьях Волги являлся новым для раннего средневековья городом-космополитом, где произошла историческая встреча разных племен и народов Европы и Азии, включая славян, финнов, скандинавов. Сюда стекались воины, купцы, ремесленники, путешественники, переселенцы. Пришельцы из разных стран находили здесь приют, жили своими общинами, имели свои кладбища и мольбища, и все вместе образовывали своеобразный разноязыкий Вавилон. Разноэтничные коллективы, обосновавшиеся в Ладоге, отличались предпринимательской совместимостью и межобщинной уживаемостью. Возможно именно здесь (как впрочем, и в других русских городах IХ-ХI вв.) зарождались присущие национальному характеру веротерпимость, милосердие, гостеприимство, отсутствие расовой и религиозной ненависти к иноземцам и иноверцам. Уже в первые столетия своего существования Ладога выдвинулась как многоплеменной центр славянских, финских и других племен, торгово-ремесленный и транспортный узел, международный порт и торжище, лидер своего территориального округа, точнее, региона. Ладогу - своеобразный вольный город Европы, по праву можно причислить к одному из влиятельных центров интегрированного европейского, особенно евро-балтийского мира с его интернациональными торговыми связями, обменом культурными, экономическими и техническими ценностями, растущим общением разных народов. На примере города в низовьях Волхова мы видим, как более чем тысячу лет тому назад усилиями ее жителей и населявших эти места пришельцев, создавалась единая Европа во многом с интернациональной культурой, без охраняемых границ и национальных предрассудков. Модель свободного, интегрированного развития, открытого миру, которая была свойственна ранней Ладоге, поучительна и в наши дни. Особое положение в Ладоге занимали норманны. В раскопках разнообразные скандинавские вещи встречаются постоянно. Известен норманнский могильник в урочище «Плакун». Одно из погребений этого могильника обнаружило сходство с датскими захоронениями эпохи викингов. В раскопках «Земляного городища» был обнаружен городской квартал, распланированный на стандартные участки, прилегающие к реке, как это делали жители Дании (несколько позже Норвегии). «Датский след» в культуре Старой Ладоги получил точную расшифровку. В 862 году, когда этот город впервые упоминает летопись, туда по приглашению славянских и финских племен прибыл скандинавский, а точнее, как теперь стало очевидно, датский выходец - князь Рюрик с братьями и дружиной. Он положил начало правившей до конца XVI века на Руси династии Рюриковичей, а Ладога стала первой государственной столицей Руси (затем эта миссия перешла к Новгороду, затем к Киеву).
Факт призвания чужестранцев служить новой стране не унижает русскую историю. Пришелец-скандинав, конечно, не мог в один день основать государство. Все предпосылки к этому в славянском обществе уже сложились. Оставалось сделать завершающий шаг - наладить новый механизм властвования, что и было осуществлено. «Норманнский вопрос", болезненно обсуждавшийся в русской науке почти 200 лет, был уже решен во время первых (скандинавских по происхождению) вождей Рюрика и Олега. Основатель династии и его продолжатель, придя к управлению в чужой стране, поняли, что следует сохранить и расширить доступ Руси к Балтике и осуществить внутренние задачи молодого Русского государства. Выбор Рюрика в военном и организаторском отношении, похоже, себя оправдал. Вплоть до конца X века скандинавы не нападали на области Ладоги и Новгорода, предпочитая торгово-транспортные и межгосударственные связи. До второй четверти XII века Ладога оставалась фамильным владением правящей ветви князей Рюриковичей. Затем она переходит под юрисдикцию Новгорода Великого.
До начала XVIII века Ладога являлась городом-портом, торговым, ремесленным, духовным и военным центром исторической России. По своей исторической роли и функции город в низовьях Волхова был самым первым выдающимся предшественником Санкт-Петербурга. Можно сказать, что идея Петербурга родилась в Ладоге. Понадобилось десять веков, прежде чем она была воплощена в жизнь страны.
Геополитическое и стратегическое значение Ладоги в первые века существования определило ее ведущую роль в укреплении северных рубежей Руси. Этому получено конкретное археологическое подтверждение. На месте нынешней каменной крепости XVI века были обнаружены две ее каменные предшественницы, как выяснилось, рекордные по своей давности и необычные по устройству. Одну, возможно, построил князь Олег, который, по словам летописи, в 882 году, укрепляя границы госу¬дарства «нача городы строити» (здесь город обозначает крепость). Упомянутое сооружение явилось первой цельнокаменной фортификацией Руси. В 1113-1114 гг. на ее месте последним самодержцем Киевской державы князем Мстиславом Великим была воздвигнута новая каменная твердыня. Среди сотен дерево-земляных оборонительных сооружений Руси ладожское по своему материалу - плитняку — было редким исключением. Оба сооружения были не только обнаружены и опознаны, но и частично музеефицированы. Посетитель теперь может видеть нижнюю часть стены 1113-1114 гг. Таков самый большой подарок археологов Староладожскому музею-заповеднику. Каждый год экспедиция передает этому музею 300-400 индивидуальных находок (а иногда и больше). Накопленного достаточно для создания большой, по существу международной, археологической экспозиции «Ладога в период раннего средневековья».
Список археологических открытий в Старой Ладоге, сделанных за последнее время, весьма обширен. Так, Е.А. Рябинину удалось обнаружить на «Земляном городище» древнейшую в Северной Европе металлообрабатывающую мастерскую VIII века с беспрецедентным набором в 26 инструментов. В 1997 году наша экспедиция открыла части мастерской IX века с украшениями скандинавского художественного ремесла, которые даже на своей родине - большая редкость. Получается, что при первых династах Рюрике и Олеге в Ладоге было организовано литейное производство высококачественных изделий по скандинавским образцам. Речь идет о застежках-фибулах и браслетах, отливавшихся из латуни и имитировавших золотое свечение.
Ладога была центром особого региона, Ладожской земли - предшественницы Новгородской. Ядром этой земли была городовая волость, протянувшаяся примерно на 65 километров вдоль нижнего течения Волхова, включавшая многорядные Гостинопольские и Пиевские пороги, обслуживающие их укрепленные станции и приречные сельские поселения. На расстоянии дневного перехода (43-50 км) на востоке, юге и западе от Ладоги располагались обширные земли, населенные финским и лопарским населением, находившимся по отношению к метрополии в даннической зависимости. Утверждения о том, что Ладога и ее округа являлись бесперспективным для жизненного пространства, маленьким по освоенной территории островком городской жизни, следовательно, не точны. По своим размерам и населенности Ладожская городовая волость, какой она была в VIII-X веках, может быть, например, сопоставима с центральным районом ильменских словен-новгородских - Паозерьем.
Деятельность Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры (ИИМК РАН) никогда не ограничивалась академическими рамками. После десятилетних усилий экспедиции и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) в 1984 году было принято правительственное решение о создании Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника. Это предотвратило разрушение ряда исторических объектов, включая и культурный слой древнего города. Под особую охрану взята территория села размером около 200 га с находящимися здесь памятниками архитектуры и археологии, застройкой XIX - начала XX вв., с культурным слоем эпохи средневековья.
Опыт изучения Старой Ладоги снова и снова побуждает уделить внимание продолжению археологических изысканий, сбережению ее памятников, повышению статуса музея-заповедника как особо ценного культурного наследия народов Российской Федерации, наконец, углублению гуманитарного сотрудничества стран, городов, научных и музейных центров региона Балтийского моря.
В апреле 1997 года Государственная Дума (во главе с депутатами Г.В.Старовойтовой и В.Н.Скворцовым) и Правительство Ленинградской области провели в Старой Ладоге и в г.Волхове беспрецедентные в нашей культурной практике выездные парламентские слушания с участием членов Правительства области, властей г.Волхова и Волховского района, ученых, сотрудников Староладожского музея-заповедника, иностранных гостей, представителей Ленинградского государственного областного университета, посвященные культурному наследию этого древнего города. Были приняты рекомендации, главной из которых было предложение о присвоении Староладожскому музею-заповеднику статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации. В этих рекомендациях отмечена необходимость финансирования работ археологической экспедиции.
Тема о историко-культурном наследии Старой Ладоги в 1998 году была обсуждена на двух заседаниях президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН под председательством академика Ж.И. Алферова. Было принято постановление, обращенное к Президенту и Правительству РФ о придании Староладожскому музею-заповеднику статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации и о проведении в 2003 году празднования 1250-летия Старой Ладоги - первой столицы Руси.
В 2003 году Старой Ладоге действительно исполнится 1250 лет. Это событие должно способствовать развитию музея-заповедника и всего региона, приведет к активизации отечественного и международного туризма, скажется на возобновлении реставрации памятников истории и архитектуры и продолжению необычайно результативных археологических раскопок. Имеет упомянутая годовщина и более широкий смысл: ибо речь идет о величии, значительности и выдающейся глубине истории России. Юбилей древнейшего русского города своей значимостью укрепляет нашу государственность, на примерах истории сплачивает власть и общество. Нет сомнения в том, что проведение празднования 1250-летия Старой Ладоги полностью научно обоснованно и соответствует высшим государственным интересам сохранения отечественного культурного наследия, целям воспитания патриотизма и гордости за наше великое прошлое.
К сожалению, подготовка юбилея наталкивается на бюрократические препоны. В инстанциях стали проверять, когда основана Старая Ладога и была ли она столицей Руси. Согласно наиболее достоверной версии «Сказания о призвании варягов», союз славянских и финских племен в составе: словен, кривичей, мери, веси, чуди в 862 году пригласил к себе в качестве правителя знатного скандинава Рюрика с братьями: «Пришли (варяги) к словенам впервые и срубили город Ладогу и сел в ней старший (брат) Рюрик» (Полное собрание русских летописей. Т.2. М., 1962. Столб. 13-15, цитата дана в переводе на современный русский язык). Именно Ладога, а к тому времени она существовала уже не менее 100 лет, стала резиденцией правителя, стольным княжеским городом, то есть столицей, складывающейся в Восточной Европе державы Рюриковичей. В дальнейшем столица была перенесена в Новгород, затем в Киев. В этом ряду Ладога оказалась первой. Этот факт, как упоминалось выше, констатирован и признан истинным в постановлении Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, академиком Ж.И.Алферовым. Оценивая нынешнее состояние вопроса «о юбилее» получается парадоксальная ситуация: государство в лице некоторых чиновников вольно или невольно выступает против государства, его великой исторической памяти. Здесь, очевидно, приоритет надо отдать ученым, музейным работникам, общественным деятелям, дающим профессиональную оценку предстоящего события. Так что читайте летопись, господа!
Статья напечатана в журнале "Полития. Москва - Санкт-Петербург" (2003, С. 10-17). Фотографии - AltLadoga