Юрий Сяков

Тайны Старой Ладоги



У скандинавов не хватило сил, чтобы удержать край за собой. Проходит всего несколько лет, и славянские воины в союзе с местными финно-угорскими племенами отбивают у скандинавов Ладогу, изгоняют варягов за море. Открывается летописный период, когда «начали сами собой владеть». И здесь есть одна историческая загадка, которая попала в летописи. Речь идет о междоусобице, которая возникла после изгнания пришельцев. Кто с кем воевал и какие при этом преследовал цели — неизвестно. Однако летописцу надо было каким-то образом объяснить появление на исторической арене неизвестного и весьма загадочного во всех отношениях князя Рюрика.
С его приходом в Ладоге фактически прекращается война между славянами и скандинавами. Очень часто они выступают как союзники, как единая вооруженная сила под названием русь.
А теперь обратимся непосредственно к факту призвания варягов на Русь.
В маленьком шведском городе Норрчепинге стоит единственный в мире памятник князьям Рюрику, Олегу и Игорю. Согласно местной легенде, именно отсюда Рюрик отплыл на Русь и основал правящую династию. Правда это или нет — никто не знает. В «Повести временных лет» уставшие от усобицы племена южного Приладожья сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Дальше лучше всего процитировать саму летопись: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие назывались шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, вот так и эти прозывались». Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, который писал свой труд на основании более ранних русских летописей, как бы уточнил для нас, что русью назывались не шведы, не норманны и англы и даже не готландцы. Поэтому Памятник в Норрчепинге можно считать лишь попыткой предприимчивых шведов присвоить себе ничейный кусочек героической истории.
В Швеции и других странах Скандинавии, населенных северными германцами, вообще не существовало народа по имени «русь» или «рос».
Среди славянских племен, расселявшихся по Восточной Европе, тоже не было имени «русь». Попытки отыскать его, привязав к разным географическим названиям, не дали результатов. Есть, правда, небольшая зацепка: выходцы из Швеции называли себя в IX веке «rothr» — «гребцами», походным, дружинным, а не племенным именем. Но при этом надо учесть одно важное обстоятельство: варяги, которые назывались русью, говорили не на старошведском, а на славянском языке. Позднее на Руси по традиции варягами называли наемных профессиональных воинов, которые кормились службой у князя или военной добычей. Среди них были скандинавы, славяне и балты, которые прозывались русью.
В русских землях они собирались в дружины, в том числе и в Ладоге, выбирали себе предводителя и отправлялись в Киев или Константинополь. В Византии они составляли костяк императорской гвардии.
Однако вернемся к белому пятну русской истории — моменту призвания варягов. Уже достоверно установлено, что в древние времена Ладога была столицей федерации племен южного Приладожья, богатым торговым городом, который в первую очередь страдал от междоусобицы, упомянутой летописцем. Именно Ладога была заинтересована в прекращении раздоров, когда «встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой». Только она могла на свои деньги нанять князя с дружиной, чтобы правил по закону и справедливости.
На берегах Волхова, в Ладоге, в 862 году впервые на исторической арене появляется легендарный князь Рюрик со своими братьями. Трувора он сажает править в Изборск, а Синеуса — в Белоозеро на реке Шексне, тем самым подсказывая нам границы своих владений. На западе это земли племени водь, а на востоке обширные территории племени весь. Ильменьские славяне со своими городками оберегали границы Северной, или Волховской, Руси с юга. На севере предприимчивые торговые люди быстро осваивали пространство до самого Ледовитого океана.
В летописи, конечно, напутали, утверждая, что Рюрик срубил Ладогу. Археологические находки подтверждают, что в 753 году город уже благополучно существовал. Откуда князь пришел в Ладогу — остается загадкой. Но есть некоторые версии. Н.М. Карамзин писал в своей «Истории государства Российского»: «Напрасно в древних летописях Скандинавских будем искать объяснения: там нет ни слова о Рюрике и братьях его, призванных властвовать над Славянами».
Славяне были сильным и воинственным народом. Это подтверждают и многочисленные византийские источники, которые свидетельствуют о потрясениях в великой империи. В 860 году русские воины на 360 ладьях прошли Черное море, захватили Босфор и стали грабить побережье Мраморного моря. Войско на 200 ладьях подошло к Царьграду и осадило его. Это был поход мести за притеснение русов в византийской столице. Месть была жестокой: русы убивали всех подряд, трупы кидали в колодцы, жгли виллы в соседних с Царьградом поселениях. Но сам город русы взять не смогли — не хватило сил для осады. Однако Венецианская хроника говорит, что русы вернулись из похода «с триумфом».
Откуда князь Рюрик пришел на Русь — неизвестно. Этот вопрос остается открытым до сих пор. Некоторые известные русские историки прошлого утверждают, что корни варягов, Руси надо искать на южном побережье Балтийского моря. Другие исследователи считают, что Рюрик и его братья были скандинавами, а точнее — выходцами из Южной Швеции.
Но есть еще одна интересная гипотеза. Рассорившиеся друг с Другом, племена южного Приладожья и северного Приильменья признали над собой власть князя, который сидел с дружиной в... самой Ладоге. Как известно, славяне отбили город у скандинавов накануне такого важного для отечественной истории события, как появление князя Рюрика. Вполне возможно, что именно легендарный Рюрик был предводителем славянских воинов, которые изгнали пришельцев с севера. Во время сражения город сгорел. Князь с дружиной разбил лагерь в Заморье, рядом с Ладогой, и начал ее восстанавливать. Так появились в летописях фразы «поищем князя за морем» и что Рюрик «срубил Ладогу». Может быть, «за морем» и есть то самое Заморье, где принял послов соседних с Ладогой племен легендарный Рюрик.
Дальнейшая история показывает, что варяги чаще всего приходили на Русь не в образе вооруженных грабителей, но постоянных поселенцев, мирно уживающихся с местным славянским населением. Этого не скажешь о скандинавах-викингах, которые в IX веке буквально опустошали своими набегами Западную Европу. Русская народная традиция сохранила образ варяга-воина, торговца, непоседливого и ненадежного, но отнюдь не врага. Варяги были и первыми христианами на Руси.
Но это не значит, что влияние одного народа на другой, одной культуры на другую было односторонним. Доктор исторических наук Елена Мельникова утверждает, что «на протяжении всей истории раннего средневековья прослеживается усиливающееся древнерусское влияние на культуру Восточной Скандинавии». Это влияние шло через Ладогу. Дальнейшая история покажет, что Древняя Русь играла в судьбе скандинавских стран, становлении их государственности выдающуюся роль. Великого воина, будущего короля Норвегии Олава Трюггвасона соотечественники называли «настоящей русью». ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79
Hosted by uCoz