Юрий Сяков Тайны Старой Ладоги |
|||
|
|||
Летописец трудился в угоду киевским князьям, которые, конечно же, не могли мириться с независимостью Новгорода и тем, что именно с севера пришла правящая династия. Соперничество Новгорода и Киева оставляло отпечаток на всей политической и экономической жизни Древней Руси. Город Новгород на Волхове стал столицей могущественного княжества благодаря древней Ладоге, которая добровольно передала свои права на первенство в Верхней, или Северной, Руси. Именно с Ладоги началось объединение славянских земель, многочисленных племен в единое мощное государство под названием Русь. Древний летописец, выполняя, как мы теперь говорим, социальный заказ, просто упустил из виду очевидные факты, которые приведены в древних Новгородских летописях. А история по ним, возможно, складывалась так. До прихода Рюрика у ильменьских славян существовала династия князей, насчитывающая ко времени «призвания варягов» девять поколений. Прадед Рюрика, князь Буревой, вел упорную борьбу с воинствующими пришельцами- варягами за северные территории. В конце концов он был разбит, скорее всего в Ладоге, и бежал на окраины своих владений. Археологические раскопки подтверждают, что в конце 830-х годов скандинавы вытеснили славян и стали владеть не только Ладогой, но и всем Поволховьем. Разгром славян и послу-30 жил поводом, в результате которого они стали платить дань варягам. Факт примечательный. Он отражен в « Повести временных лет» без всяких комментариев: платили дань и все! Сын Буревого князь Гостомысл прогнал варягов. Славяне и другие племена южного Приладожья стали « сами собой владеть». Началось славное княжение Гостомысла, о котором летописец Нестор не упомянул совсем. У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Все сыновья погибли. Дочерей Гостомысл выдал замуж за разных заморских князей. Такие тогда были порядки — достойный должен был родниться с равным. К концу жизни Гостомысл оказался без наследника. Новгородские летописи вполне логично объясняют, как появился в Новгородском княжестве Рюрик. Старшая дочь Гостомысла была замужем за князем неславянского происхождения. Наши пращуры не хотели, чтобы их землей правили чуждые по вере и обычаям люди. Все склонились к тому, чтобы старому князю наследовали сыновья средней его дочери Умилы. Когда Гостомысл умер и в княжестве начались раздоры, старейшины решили исполнить его последнюю волю. Послали гонцов не к какому-то бродяге — предводителю шайки морских разбойников, не к неизвестному заморскому князю, чуждому по вере и обычаям, а к своему, человеку славянских корней, который был в близких родственных отношениях с почитаемым славянами князем Гостомыслом. Иначе быть не могло. С какой стати, например, ильменьским славянам звать для управления собой датского викинга Рерика? Или другого скандинава по имени Рорик или Рурик? Их имена встречаются в скандинавских источниках, но не в связи с Русью. Н.М. Карамзин писал в своей «Истории»: «Напрасно в Древних летописях Скандинавских будем искать объяснения: там нет ни слова о Рюрике и братьях его, призванных властвовать над Славянами». Славяне — завоеватели новых земель и покорители воинственных племен — были сильным и гордым народом. Не могло такое событие, как принятие в управление целой страны, пройти незамеченным в народном эпосе наших северных соседей. Даже если это было не кровавое завоевание, а мирный или почти мирный поход в соседние земли. Рюрик был русью. Варягом его сделали, потому что он был профессиональным воином, который пришел в Ладогу с исконных славянских земель с юго-западного побережья Варяжского (Балтийского моря). Так утверждали и продолжают утверждать некоторые исследователи русской истории. Однако многие историки ставят под сомнение достоверность Новгородских летописей. Мы тоже усомнимся, но не в ходе событий и в действующих лицах, а в месте, где разворачивались эти события. Не мог князь Гостомысл править, как указано в летописях, в Новгороде, которого в то время просто не существовало. ..далее