Юрий Сяков Тайны Старой Ладоги |
|||
|
|||
Значит, есть, как минимум, два варианта, чтобы свести концы с концами и признать подлинность событий в Новгородских летописях. Первый предполагает существование еще не открытого археологами города — предшественника Великого Новгорода. Таким могло быть Рюриково городище под Новгородом. Но оно появилось намного позднее Ладоги и, скорее всего, действительно основано Рюриком, который пошел к Ильменю, чтобы взять под свою руку всех славян, живших на обширной территории. Второй вариант более логичен. Все описанные события происходили не на берегах Ильменя, а в известной для многих северных племен Ладоге, которая была их столицей. Именно Ладога была тем самым городом, с которым поддерживали тесные торговые связи многие народы, населяющие Скандинавию и берега Балтийского моря. Зададимся вопросом: почему в период усобицы те же скандинавы не попытались с помощью меча призвать к покорности непослушные племена соседей? Повод был подходящий, чтобы вернуть потерянные земли и вновь получать богатую дань. Объяснение здесь одно: либо раздоры были не столь значительными и их просто преувеличили летописцы, либо при всех племенных дрязгах Ладога оставалась крепким стержнем, вокруг которого при всех разногласиях все же объединялись живущие по соседству народы. Позднее, когда на карте Древней Руси у истоков Волхова появился быстро растущий и процветающий новый город — Новгород, он быстро затмил своим величием и богатством первую столицу Северной Руси. Новгород по многим причинам не мог отдать заслуженного первенства Ладоге, поэтому новгородские летописцы и переписали историю. Они сделали то, что позднее повторил Нестор, умалив величие Новгорода в угоду Киеву, «подправив» историю Отечества. Почему Рюрик, являясь прямым наследником князя Гостомысла, не заявил своих прав на княжеский престол, а ждал приглашения? Видимо, хорошо знал, что насильно мил не будешь. Историки очень избирательно относятся к летописям. Как выгодно для их научных теорий, так и трактуют те или иные события. В «Повести временных лет» есть такая фраза: «И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они тогда: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси». Фраза « пошли за море к варягам» воспринимается как истина, которую нечего обсуждать. Уточнение «к руси» почему-то частенько опускается и не комментируется. А летописец именно уточняет, что пошли к варягам, которые назывались русью. Здесь надо обратить внимание на два обстоятельства. Уже Доподлинно известно, что в древние времена Ладога являлась столицей целого союза племен, которые обитали в южном Приладожье. Она была большим торговым городом, который страдал от усобиц и войн. Поэтому вполне вероятно, что именно Ладога в первую очередь была заинтересована в прекращении раздоров. Только она могла на свои деньги нанять князя с дружиной, чтобы правил по закону и справедливости. Но есть и другая версия. Известно, что до прихода Рюрика к ильменьским славянам столицей племени росов или руси, ижоры и веси и некоторых других финно-угорских племен была Ладога. Может быть, ильменьские славяне, устав от раздоров и усобицы, которые были преувеличены летописцем, послали старейшин послами в ...Ладогу? ..далее