Юрий Сяков Тайны Старой Ладоги |
|||
|
|||
Самая загадочная судьба у Иоанно-Предтеченского монастыря в Старой Ладоге, пятиглавая церковь которого сохранилась до наших дней и радует глаз своей необычной красотой. Писатель Николай Коняев считает, что именно эта обитель была основана князем Александром Невским в 1240 году после битвы со шведами. Некоторые связывают это предание с другим староладожским монастырем — Никольским, но это едва ли справедливо: .Никольский монастырь моложе Иоанно-Предтеченского. Как считает Николай Коняев, смещение предания связано, возможно, с тем, что в 1764 году Иоанно-Предтеченский монастырь был упразднен, а храм Рождества Иоанна Предтечи был приписан к Никольскому монастырю. Иоанно-Предтеченский монастырь был оплотом православия со дня своего основания. Есть прямая связь по времени. Еще до крещения княгини Ольги на острове Валаам трудились основатели обители преподобные Сергий и Герман. Много веков спустя, когда шведы разорили Валаамский монастырь, мощи святых были перенесены в Старую Ладогу и хранились в Иоанно-Предтеченском монастыре до 1718 года. Именно к этому времени был восстановлен монастырь на Валааме. С Никольским монастырем в Старой Ладоге тоже связано немало удивительных судеб. Здесь мальчишкой рисовал иконы будущий академик живописи Василий Максимович Максимов. В течение тридцати лет находился в монастыре Алексей Поликарпович Бочков, получивший в монашестве имя отца Антония. Он был дружен с А.С. Пушкиными Н.В. Гоголем. Блестящий знаток живописи и музыки, обладающий увлекательным даром слова, он был хорошо известен в петербургских кругах. Смерть молодой жены переменила его судьбу, А.П. Бочков стал монахом Никольского монастыря. Здесь же проводил свои дни бывший адъютант петербургского генерал-губернатора, героя войны 1812 года В.А. Милорадовича Александр Павлович Башуцкий. А.П. Башуцкий был на Сенатской площади 14 декабря 1825 года и после смертельного выстрела подхватил раненого графа на свои руки. В числе немногих он присутствовал при казни пяти декабристов на кронверке Петропавловский крепости. Башуцкий был знаком со многими литераторами своего времени — Белинским, Соллогубом, Воейковым, Гречем, Булгариным. В «Литературной энциклопедии» есть упоминание о том, что Башуцкий был лично знаком с М.Ю. Лермонтовым. Жена Александра Павловича тоже приняла постриг и была монахиней Успенского женского монастыря в Старой Ладоге. Напротив Старой Ладоги на правом берегу реки поднимались купола церквей Васильевского монастыря. В 1687 году патриарх Иоаким приписал его к Троицкому Зеленецкому монастырю. По писцовой книге 1500 года за монастырем числилось в Ладожском уезде 63 деревни с 234 тягловыми душами мужского пола. Менее известен был Никольский Гостинопольский монастырь. Но на погостах в округе покоятся многие выдающиеся люди, сыгравшие значительную роль в истории России. Царевич Алексей не раз приезжал в приладожские монастыри, чтобы поклониться святым мощам и попросить у Бога заступничества от своего отца царя Петра Великого. Но молитвы не помогли несчастному сыну избежать суровой кары отца. В старину населенный пункт, где была церковь, называли селом, а где храм отсутствовал — деревней. Строительство церквей в Приладожье — тема особая и очень интересная. Не случайно из года в год краеведы школ ведут кропотливый поиск материалов, связанных с историей строительства храмов на нашей земле. Они были хранителями веры, духовным приютом для всех православных. Ежегодно учащиеся старших классов Сясьстройской средней школы №1 собирают материал о родном крае, пишут рефераты. В 1997 году победителем в районной олимпиаде по истории стала Вера Опалатенко из этой сясьстройской школы. Она провела кропотливое исследование на тему «Церкви Приладожья». Церкви приписывались к монастырям и составляли с ними единое духовное целое. Сясьстрой в стародавние времена представлял собой Успенский Сясьский погост, который впоследствии превратился в большое дворцовое село Сясьские Рядки, владели которым цари. Корни этого населенного пункта уходят в Новгородское княжество, когда рядками называли поселение с торговыми рядами. Славилось село торговлей ладожской рыбой, товарами народных промыслов. Здесь умели строить лодки и добротные дома, мельницы и надежные переправы. Село Успенский Сясьский погост имело две стороны. Одну называли Успенской по деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая стояла здесь с незапамятных времен. Потом деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1751 году построили каменную. Храм имел четыре престола и был разделен стеной на восточную и западную части. В том же году 23 июля церковь была освящена архиепископом Новгородским и Великолукским Стефаном. В 1716 году Сясьские Рядки посетил царевич Алексей. Он усердно молился и дал денег на строительство небольшого деревянного храма во имя Алексея Божьего Человека. Эта церковь простояла около ста лет в память о безвременно погибшем мученике и в 1807 году сгорела. Иконостас и церковную утварь удалось спасти. Впоследствии они нашли приют в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Не случайно в 1861 году в этом храме был оборудован придел во имя Алексея Божьего Человека. Эта церковь действовала до 1933 года. В годы Великой Отечественной войны в ней находился госпиталь. После войны церковь не реставрировалась и начала медленно разрушаться. В одну из ночей лета 1962 года во время страшной бури на землю упал купол колокольни со шпилем. В 1817 году местный помещик Михаил Яковлев подарил церкви напрестольный крест с частицей Креста Господня и пояса Богородицы. В церкви была икона Успения Богородицы в серебряной ризе, которая особенно уважалась прихожанами. По преданию, с ней связана история чудесного спасения из шведского плена нескольких русских воинов, которых неведомая сила принесла на лодках к Сясьским Рядкам. Икона Успения вместе с другой иконой — Тихвинской Божьей Матери явилась пленникам в шведской темнице. Они совершили удачный побег. Потомки тех пленников до сих пор живут в Сясьских Рядках и Сясьстрое и носят фамилию Зарубиных, как бы пришедших из-за рубежа. Кроме общих православных праздников крестьяне Успенского Сясьского погоста праздновали дни Ильинской и Варлаамской пятниц, день великомученика Федора (8 июня) и праздник иконы Тихвинской Божьей Матери (9 июля). На другом берегу реки Сясь находился Никольский Сясь-ский погост. Назывался он по старой Никольской церкви, которая стояла почти на самом берегу реки. В 1825 году был найден документ, который сообщал: «Осветился сей храм во имя святого отца нашего Николая Мироликийского, при благоверном и богохранимом государе и великом князе Михаиле Федоровиче всея России и при светлейшем патриархе Филарете и просвещенном Киприане, митрополите Великаго Новгорода и Великолукского, на память преподобного отца нашего Максима-исповедника и святого мученика Неофила и иже с ним. Лета 7135 января в 21 день».