Юрий Сяков Тайны Старой Ладоги |
|||
|
|||
— Чушь все это,— сказал мне при встрече писатель, философ и историк Александр Новиков. — Нельзя по двум-трем археологическим раскопам на территории Старой Ладоги делать выводы о целой эпохе... Все не так просто... Российской исторической науке мешают развиваться сложившиеся стереотипы мышления, слишком упрощенный и традиционный взгляд на проблемы мировой истории... Ученые нередко ищут подтверждение своей научной теории, а не истины... Еще последователями научной школы академика Б.Д.Грекова было убедительно доказано, что радикальные социально-экономические изменения на огромной территории Древней Руси не могли быть результатом деятельности отрядов чужеземных пришельцев-завоевателей , даже если бы эти отряды состояли не из сотен, а из тысяч воинов. Теперь даже самые страстные поклонники норманской теории вынуждены признать, что скандинавское присутствие в южном Приладожье не было определяющим. Здесь уместно вспомнить историю меча, который ученые долгое время считали «бесспорно скандинавским», поскольку на рукояти просматривались узоры в виде переплетающихся чудовищ, очень похожие на орнамент памятных камней Скандинавии XI века. Но скандинавские знатоки древней истории обращали внимание на некоторые особенности стиля и предлагали искать родину меча в Юго-Восточной Прибалтике. Когда клинок в конце концов обработали специальным химическим составом, на нем четко выступили буквы славянской кириллицы: «Людота коваль». «Бесспорно скандинавский» меч оказался сделан на Руси руками русского мастера. Давайте еще раз вспомним утверждение латинянина, кремонского епископа, историка и писателя X века Лиутпранда: «Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmanos». Russos и Nordmanos отождествлены думающим и хорошо образованным современником. Что бы это могло значить? В своей книге «Была ли эмиграция русов в русской истории?» Александр Новиков пишет: «На протяжении нескольких столетий целая плеяда историков (тут у норманистов-гер-манистов удивительное согласие со славянофилами) создала миф о «гостевом присутствии» варягов на Руси. Мол, князья славянские нанимали в немецких землях наемников, и от того пошли варяги». Но, как утверждает тот же автор, «...есть все основания считать «гостевым» пребывание варягов-норманнов именно в Дании и Скандинавии, а не на Руси». То есть на более раннем историческом этапе, чем эпоха викингов, экспансия шла не с севера на юг, как пытаются нам внушить некоторые историки, а наооборот. Варяги, русы, прозванные в Западной Европе Nordmanos, намного раньше создания военного сословия скандинавов-викингов появились в Дании, Норвегии и Швеции. Из Ладоги они отправляли свои корабли на север и запад, устраивали торговые базы, развивали весьма дружеские отношения с местным населением. Не в этом ли причина, что скандинавы впоследствии в большинстве своем очень лояльно относились к Руси, к варягам? Эта страна для них была метрополией, где они встречали дружеский прием, находили работу и службу, быстро становились единой частью дружины князя или с варягами, русью отправлялись наниматься в элитные войска византийского императора. На этой службе им платили баснословные по тем временам деньги. Доктор исторических наук Елена Мельникова утверждает, что в пылу борьбы норманисты и их противники прошли мимо многих важнейших проблем. Она пишет: « Сейчас очевидно, что восточноевропейские влияния — не только древнерусские, но также византийские и кочевнические, проникавшие на север через Русь,— охватили важнейшие сферы жизни скандинавов: вооружение и одежду, погребальный обряд и украшения,наконец, религию». Вернемся к раскопкам Николасена Николайсена под Гокстадом, что недалеко от Осло. Он обнаружил останки боевого корабля викингов, датированные не позднее, чем 850 годом, и останки его хозяина. В погребении викинга были обнаружены скелеты 12 лошадей, сильно пострадавшая от времени богатая упряжь, а рядом — останки шести собак, а также — что уж самое удивительное — кости и перья павлина. Редкого гостя в северных широтах. Археологи также нашли лоскуты и клочки шерсти и шелка с золотым шитьем, железный котел на 50 человек, шахматную доску... Во всем этом присутствует не суровая скандинавская, а пышная восточная традиция погребения. Кони с упряжью, хозяйственная утварь, павлин — все это свидетельствует, что знатный викинг и его дружина не только видели на востоке обряды погребения, свойственные язычникам-кочевникам, но и восприняли их всей душой. Это была не мусульманская арабская традиция отправлять своих соплеменников в мир иной, когда тело умершего заворачивали в специальное погребальное полотно, а могилу сравнивали с землей, чтобы все быстрее превратилось в прах. Традиция хоронить с конями, домашней живностью, скарбом пришла в Скандинавию только через Русь. До этого умерших или погибших просто сжигали в корабле с мечом в руках. ..далее