Юрий Сяков Тайны Старой Ладоги |
|||
|
|||
Провинциальный турецкий учитель покачивал согласно головой и повторил: «Приходила ладога, ships закрыл пролив, много греков убивал...» ... Корабли закрыли пролив. Потом я долго пытался выяснить, что в понимании турка означает слово «Ладога». Он объяснил мне, что это народ, и повторил по-английски «people». Вторая встреча была такой же неожиданной. В малоизвестном журнале любителей старины «Восточный путь», который издается в Таллинне, псковский ученый Анатолий Александров писал: «Если три группы руси арабских источников — Куявия, Славия и Артания — соотносятся с верхним Поволжьем и его протогородскими поселениями и курганными группами со скандинавскими вещами, то для территории Северо-Запада представляет интерес четвертая и наиболее многочисленная группа русов, по аль-Масуди, варианты прочтения названия которой — Лудана, Лудайя, Лудагия, Ладоги; надо полагать ладожане. Именно здесь, под Ладогой — истоки культуры сопок, где еще в VIII в. появляются эти высокие, многометровой высоты, монументальные курганы... Скорее всего, культура сопок не связана с племенными структурами Восточной Европы, а может быть соотнесена с русью (ладожанами?), составлявшей тогда отдельное и отличное от восточных славян этнополитическое образование, из состава которого происходил высший господствующий класс Киевского государства IX—X вв. И с которой почему-то не соотносилась доныне ни одна из известных археологических культур». Можно предположить, что не скандинавские викинги, а ладога была целым народом, который греки первыми стали называть варягами. И уже потом, во время сложных исторических процессов, непрерывных войн, массового переселения народов агрессивных и воинственных скандинавских викингов стали отождествлять с такими же агрессивными и упорным в достижении цели варягами. Хотя они в первую очередь были ладогой — особым этносом на Северо-Западе Руси. Надо отметить, что во всех серьезных работах западных историков нет никакой путаницы. Они никогда не подменяют слово «викинг» словом «варяг», четко обозначая границы этих понятий. Варяги жили южнее Ладожского озера и восточнее Балтийского (Варяжского) моря. Многочисленные поход: скандинавов в Прибалтику, по Восточному пути в Гардарику не оставили следов ни в названиях водных дорог, ни местностей, на которых выросли города. Балтийское море не стало Скандинавским, морем Викингов. Озеро Нево приобрело новое имя и стало Ладожским, а не Норвежским, Шведским, даже не Финским. Норвежские, датские и шведские воины, искатели приключений, приходили в Ладогу, вместе с местными ратоборцами собирались в дружины и шли дальше на юг по пути «из варяг в греки» наниматься на службу в Киев или Константинополь, за военной добычей. На этом пути они теряли свои национальные признаки и становились ладогой — варягами. Путь «из варяг в греки» в древние времена никогда не начинался и не кончался в Скандинавии. Истоки его были в Ладоге. Именно здесь собирались путешественники со всех северных и западных земель, чтобы, отдохнув, перегрузить товары с морских кораблей на ладьи для путешествия по рекам, проверить оружие, начать свое упорное движение по рекам и озерам, через пороги и волоки на юг, в Киев и к Черному морю, на Каспий, в арабские земли за товарами, серебром, военной славой, богатой добычей. Для викингов, в истории скандинавских стран, не существовало торгового пути «из варяг в греки». У них был свой Austrvegr — «Восточный путь». Отправляясь по нему из Норвегии, можно было оказаться в Швеции, затем в Эйстланде и Курланде. При желании по этому пути можно было дойти до владений конунга Вольдемара, то есть попасть на Русь. Но не дальше. А Русь на севере для скандинавов начиналась с Ладоги. Для них этот город был воротами великих торговых путей на юг и восток. В X веке есть подтверждение гипотезы псковского ученого, что Ладога была не только городом на севере Руси, а скорее народом, по имени которого назван город. Князь Игорь, полный захватнических планов, жаждущий богатой добычи, отправился в поход на восток. В 913 — 914 годах арабские источники сообщают о большом походе русов через Каспий к Кавказскому побережью. Огромное войско опустошало прибрежные города, захватывало арабские корабли с богатой добычей. Но на обратном пути князь Игорь вместе со своими воинами подвергся нападению хазар и был разбит. Ему удалось спастись с небольшой частью своей дружины. Это, видимо, и послужило основной причиной для отказа древлян платить дань Киеву. Они полагали, что у него не хватит сил эту дань взять силой. Но в 914 году, еще до возвращения князя Игоря из похода, были мобилизованы внутренние резервы русов, собрано новое хорошо вооруженное и боеспособное войско. Как пишет Анатолий Александров, «недаром арабские источники с пиететом писали о четырех центрах( и землях) русов в Восточной Европе и крупнейшем их подразделении — ладоге, или ладожанах». Теперь любознательный читатель может поразмышлять, окружив себя популярными и научными книгами по отечественной истории. Внимательно листая их страницы, можно обнаружить несколько любопытных закономерностей. Среди древних городов Ладога во всех отношениях занимает особое, можно сказать, необычное место. Ни Бирке, ни Ральсвик, ни Хедебю, ни Хельге не пользовались такой известностью, как город на Волхове. Ладогу хорошо знали на западе Европы и в скандинавских странах, она постоянно упоминается в арабских источниках. Еще ни один исследователь не собрал воедино все сведения с востока, где прямо или косвенно упоминается город Ладога или народ ладога. ..далее