Юрий Сяков Тайны Старой Ладоги |
|||
|
|||
Арабский географ ибн-Рустах, путешествуя по древней Руси в начале X века, считал Новгород молодым городом. Древнее его была Ладога — столица народа рус. «Они бьются с славянами и для нападений используют корабли. У них нет н деревень, ни хозяйств, ни полей. При рождении сына отец подходит к новорожденному с мечом в руке; опуская меч, он произносит: «Я не оставлю тебе ничего; все, что тебе нужно, ты! завоюешь мечом!» Единственное их занятие — торговля соболями, белкой и другой пушниной, которую они продают любому, кто согласится купить», — писал арабский исследователь. Интересное свидетельство, не правда ли? Давайте пофантазируем и отойдем от традиционного взгляда на историю Древней Руси, немного подправим карту. Предположим, что всю территорию с востока и юго-востока Балтийского (Варяжского) моря до южного Приладожья, Старой Руссы, корни которой, как выяснилось, тоже уходят в VIII век, озера Ильмень и Белоозера занимали ... варяги, или племена руси, со столицей народа в Ладоге. Поэтому второе название варягов-руси было ладога, ладожане — как москвичи, петербуржцы, новгородцы. Именно среди этого воинственного народа разрозненные и воюющие друг с другом племена искали себе сильного князя. Скандинавы, конечно, присутствовали среди варягов. Обычное явление приграничных территорий, когда в добром соседстве вместе живут люди из разных племен. Но они никогда не считали Ладогу своим, исконно скандинавским городом, за который и голову не жаль сложить. Даже спустя несколько веков, когда шведы захватили Ладогу и прочно укрепились в южном Приладожье, они после Столбовского мира в 1617 году без особых сожалений вернули российской короне исконно русские земли: Ладогу с уездом, Старую Руссу, Порхов, Гдов, Сумеречную волость, Новгород. От своего обычно легко не отказываются. Тем более, если это была их древняя земля. Только российские норманнисты да западные, особенно скандинавские, все время пытаются убедить своих сограждан, что древняя Ладога была населена выходцами из Норвегии и Швеции, которые дали русскому народу правящую династию. Нельзя делать выводы, не проведя комплексных археологических исследований хотя бы 30 процентов территории древнего города, ссылаясь в историческом анализе на сомнительные источники информации, каким является «Повесть временных лет». В этом литературном памятнике при внимательном анализе вызывают сомнения некоторые даты и исторические личности, что дает возможность ставить под сомнение достоверность написанного. По летописи, княгиня Ольга родила Святослава, когда ей было около пятидесяти лет. Когда же Ольга приезжает к византийскому императору Константину VII Багрянородному в 955 году, хронист отмечает, что «увидел царь, что она очень красива лицом и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены себе». Если верить летописной датировке, Ольге было в то время... 65 лет. Вряд ли находящийся в здравом уме император мог предлагать руку и сердце хорошо сохранившейся, но очень пожилой женщине. На эти несоответствия в «Повести временных лет» указывал и Карамзин в своей «Истории...» Результатом поездки княгини Ольги стало подтверждение статей мирного договора, заключенного еще князем Игорем. В нем византийцами было записано: «Если же пожелаем мы, цари, у вас воинов против наших противников, да напишем о том великому князю вашему, и вышлет он нам столько их, сколько пожелаем; и отсюда узнают в иных странах, какую любовь имеют между собой греки и русские». Византийские источники свидетельствуют, что русские воины, в том числе и ладожане, в 949 году участвовали в византийском походе на захваченный арабами остров Крит, а также в сражениях с арабами в 954 и 956 годах. От этих походов тоже сохранилось арабское серебро в староладожских кладах. Многие русы вернулись из дальних военных странствий христианами. Именно в это время в Ладоге образовалась первая христианская община, в которую входили и скандинавы, состоящие на службе у русских князей. Первоначально последователи Христа по традиции молились Богу в пещерах, а затем построили деревянную церковь. Скорее всего, она стояла в северном конце Ладоги на месте современного храма Иоанна Предтечи или рядом. Не случайно именно здесь, на Малышевой горе, спустя полтора века был основан один из первых на Руси монастырей. Танечкины пещеры под церковью Иоанна Предтечи охраняет колония летучих мышей. От времени в некоторых местах их своды осыпались, образовались завалы, которые мешают детальному исследованию уникального природного памятника. Вполне вероятно, что где-нибудь за этими завалами скрываются не известные отечественной истории реликвии стародавних времен. Найти их — и тогда гипотезы получат научное подтверждение, станут реальными фактами. А в биографии Ладоги приоткроется еще одна удивительная страница. ГЛАВА 8 Год змеи ..далее