Михаил Ирвин, Андрей Островский, Владимир Исаков. Ладога. Писательские раздумья |
|||
|
|||
В небольшой комнате Желтого скита мы разговариваем с ведущими работниками музея-заповедника. Они показывают перечень зданий бывшего Валаамского монастыря, которые предстоит реставрировать. В списке — более шестидесяти объектов, расставленных по срокам реставрации вплоть до 2000 года. Работа огромная. В перспективе все эти запущенные сейчас сооружения должны стать единым гигантским комплексом. Предполагается, что в Спасо-Преображенском соборе и соседних с ним корпусах разместятся выставочный и концертный залы, музейные экспозиции. Будут реставрированы многочисленные скиты . . . Но сегодня пока встает целый ряд организационных проблем, без решения которых все разговоры о реставрации останутся лишь разговорами. Эти проблемы вызваны прежде всего островным, удаленным положением музея-заповедника. Скажем, как возить на Валаам различные грузы? Их потребуется немало — лес, пиломатериалы, кирпич, цемент и т. д. На острове нужен грузовой причал. И, без сомнения, рано или поздно он будет построен. Однако пока Министерство речного флота РСФСР не спешит его строить. Следующая проблема касается пассажирского сообщения с островом. Сейчас такое сообщение поддерживается лишь в летние месяцы, по воде. С закрытием навигации, с декабря по май, Валаам практически оторван от мира. Но урывками, сезонной работой здесь ничего не взять. Нужно думать о капитальном освоении Валаама. Есть немало людей, готовых приехать сюда, работать в музее-заповеднике, на реставрационном участке. Всех их останавливает отсутствие сообщения. Пока на острове не будет взлетно-посадочной полосы, пока зимой не начнет летать самолет, трудно рассчитывать на привлечение достаточного количества квалифицированных специалистов. Не говоря уж о том, что пора подумать и о местных жителях, которые сейчас большую часть года оторваны от материка Ладогой. Наконец, важнейшая проблема, о которой мы уже подробно рассказывали, заключается в том, что при наличии отдельных проектов, выполненных объединением «Союзкурортпроект» и ленинградским филиалом института «Спецпроектреставрация», сегодня пет генерального плана музея-заповедника. Это объяснимо — последний создан не так уж давно. Но коль сложилась подобная ситуация, медлить с его разработкой — значит вносить в доброе дело элементы случайности, ведомственных вкусов и хаоса. Такие тенденции уже есть. Главное внимание Министерства культуры Карельской АССР, республиканского краеведческого музея, самого музея-заповедника сосредоточено пока на исторических и архитектурных памятниках. Это хорошо, но это лишь часть дела. Никак не меньшее богатство Валаама — памятники его природы. Устроенные человеком и удивительные на скалистых северных островах рощи, аллеи, каналы, сады. И конечно, неповторимая дикая природа. «Валаамский архипелаг, — говорится в решении большой группы ученых, побывавших на Валааме, — является уникальным природным объектом всесоюзного значения, представляющим научную ценность в геологическом, фаунистическом, флористическом и лесоводственном отношениях. Наличие крутых уступов, курчавых скал и бараньих лбов — следов ледниковой деятельности позволяет считать архипелаг открытым геологическим музеем. В водах Ладожского озера водится кольчатая нерпа, а на островах обитает орлан-белохвост (эти редкие виды занесены в Красную книгу СССР). Особую ценность имеют валаамские леса . . . » В соответствии с рекомендациями ученых территория музея-заповедника подразделяется на несколько зон — заповедную, рекреационную, хозяйственную, а вокруг архипелага, в его прибрежной части устанавливается охранная акватория. Министерство лесного хозяйства Карельской АССР, Сортавальский лесхоз и Валаамское лесничество должны расширить лесовосстановление, улучшить надзор за деревьями редких, уникальных пород, организовать дендрологический питомник. Необходимо начать приведение в порядок богатейшей системы искусственных посадок. К сожалению, ход многих из этих работ оставляет желать лучшего. Грустное чувство испытываешь, когда идешь по аллеям с упавшими деревьями, попадаешь о заглохшие, заброшенные сады. Особенно неблагополучно в этом отношении на центральной усадьбе, где не чувствуется руки хорошего, заботливого хозяина. В то же время там, где такой хозяин есть — скажем, на территории Скитского острова, где расположено лесничество, дело обстоит по-другому. Аллеи здесь ухожены, тропинки подчищены, нигде не увидишь сухого или упавшего дерева. Однако поддерживать такой же порядок по всей территории у лесничества явно не хватает сил. У него есть своя непосредственная работа — лес. Какой-то присмотр за парковым хозяйством велся, так сказать, на любительских началах. Но сейчас нужен не любительский, а профессиональный подход. И важно, чтобы реставрация этого зеленого наряда, наряду с реставрацией исторических и архитектурных памятников, стала повседневной заботой нового, облеченного большими правами хозяина Валаама. Пока природа занимает весьма скромное место в планах музея-заповедника. В этом отчасти чувствуется ведомственный подход — учреждение, подчиненное Министерству культуры, по инерции действует в привычных для себя рамках. Но, по-видимому, есть и другие, более глубокие причины. Принципиальный вопрос, от правильного решения которого зависит все остальное, состоит в том, как должны использоваться уникальные богатства Валаама. Мнения, существующие на этот счет, сейчас весьма противоречивы. Есть предложение, например, на несколько лет вообще закрыть Валаам. Прекратить рейсы туристских теплоходов на остров. Дать отдохнуть природе, привести в порядок исторические и архитектурные памятники, благоустроить музей-заповедник — и затем во всеоружии начать принимать туристов. Эта точка зрения, которой в какой-то мере придерживаются и работники леса, и работники культуры, не лишена своей логики. Но есть другая точка зрения, прямо противоположная ей. На каком основании тысячи людей надолго будут лишены права видеть один из красивейших уголков нашей страны? Не слишком ли большая роскошь закрывать Валаам для того, чтобы в тишине заниматься здесь научной и реставрационной деятельностью? Не в том ли смысл создания музея-заповедника, чтобы с самого начала наладить здесь квалифицированный прием посетителей? Такими вопросами задаются работники туризма, и в этом тоже есть своя логика.